ГДОУ ЛНР «Георгиевский я/с «Колосок»
|
Обобщение педагогического опыта воспитателя, Сметаниной Марины Григорьевны по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста с применением интеллект карт»С внедрением ГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод интеллект – карт. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Существуют общие требования к составлению интеллект –карты: v Главная идея обводится в центре страницы. v Лист располагается горизонтально. v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами. v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. v Каждая мысль обводится. v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский Полезные свойства интеллект-карт: · Наглядность .Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. · Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. · Запоминаемость . Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. · Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; · Творчество .Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения. · Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. В своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала в прошлом году, на тот момент возраст детей был 6-7лет. Работу, по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, возраст детей моей группы 3-4 года,карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться. В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях: 1 –направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. 2 –направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. 1 вариант: Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п) Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки. 2 вариант: К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения. 3 –направление Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. В своей работе по применению интеллект- карт я задумалась о практичности, возможности дополнений и изменений и созданию новых. В ходе реализации проекта «Быть здоровыми хотим» нами была была изготовлена интеллект-карта(картинки на магнитах), которую я вам предлагаю собрать (педагоги собирают карту ЗОЖ). Рекомендации (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте и у вас всё получится. Использование в работе метода интеллект-карт позволило достичь положительной динамики в речевом развитии: пополнился словарный запас; улучшилась лексико - грамматическая структура речи; дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой. 25 марта 2022 в 09:47
Прикреплённые файлы:Документ: Обобщение педагогического опыта воспитателя, Сметаниной Марины Григорьевны по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста с применением интеллект карт» Описание файла:Файл называется: obobschenie-pedagogicheskogo-opyta-smetanina-m-g_lgkdt.pptx Это официальный файл организации «ГДОУ ЛНР «Георгиевский я/с «Колосок»», в нём содержится Обобщение педагогического опыта воспитателя, Сметаниной Марины Григорьевны по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста с применением интеллект карт». Размер файла: 1,94 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.