ГДОУ ЛНР «Георгиевский я/с «Колосок»
|
«Какова пища — таков и ум, каков ум — таковы и мысли, каковы мысли —таково и поведение, каково поведение — такова и судьба».Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребёнка. Основной закон рационального питания – соответствие количества и качества пищи потребностям растущего организма. Правильное питание оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка. Питание обеспечивает основные жизненные функции организма, непрерывное обновление тканей. Сбалансированное питание способствует тому, что человек меньше подвергается различным заболеваниям, легче с ними справляется. С другой стороны, отклонения в питании приводят к таким обменным нарушениям, как ожирение, диабет, атеросклероз, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушают физическое и умственное развитие ребёнка. Детское питание существенно отличается от питания взрослого человека. Интенсивный рост и развитие детей обусловливают большую потребность во всех пищевых веществах. При этом, чем моложе ребёнок, тем выше его потребность в пище на 1 кг. массы тела. Следует отметить, что невыполнение основных законов питания для растущего детского организма в дальнейшем не подлежит коррекции, т. к. после достижения определённого возраста многие изменения в здоровье и развитии ребёнка оказываются необратимыми. Основными пищевыми компонентами являются белки, жиры, углеводы, а также витамины, минеральные соли и микроэлементы, некоторые ферменты. Главной составной частью пищи являются белки. Основное их назначение – построение клеток и тканей. Они входят в состав иммунных тел, гормонов, ферментов. Недостаток белков ведёт к замедлению роста, нарушению формирования скелета и мышц, поражению зубов кариесом, развитию малокровия, нарушению обмена веществ и иммунитета. Дефицит белка в питании негативно влияет на умственное развитие детей, они позже овладевают речью, отстают в учёбе. Даже после устранения белковой недостаточности может длительно сохраняться снижение интеллекта. Избыточное количество белка также не полезно для ребёнка: усиливаются гнилостные процессы в кишечнике, идёт накопление продуктов неполного окисления белков, затрудняется работа печени и органов выделения, повышается возбудимость нервной системы. Жиры являются природным концентратом энергии для организма. Около 50% энергии в организме ребёнка образуется за счёт окисления жиров, поступающих с пищей. При приготовлении пищи жиры придают блюдам высокие вкусовые качества, возбуждают аппетит, способствуют нормальному пищеварению. При недостатке полиненасыщенных жирных кислот у детей появляются кожные поражения в виде дерматитов и экзем, наблюдается снижение иммунитета, уменьшение массы тела. Избыток жиров ухудшает усвоение других компонентов пищи, затрудняет переваривание белков, способствует тромбообразованию, нарушает функции кроветворения, инсулярного аппарата, деятельность нервной системы, приводит к их избыточному накоплению с развитием ожирения. Углеводы – основной источник легкоусвояемой энергии в организме. С их помощью поддерживается необходимая концентрация сахара в крови, регулируется обмен белков и жиров. Чем выше мышечная активность, тем больше требуется организму углеводов. Избыток их ведёт к накоплению излишнего жира, понижению сопротивляемости организма, повышению утомляемости. Недостаток углеводов нарушает энергетический обмен, приводит к истощению организма. Витамины - органические соединения различной химической природы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма и обладающие высокой биологической активностью. Витамины практически не синтезируются в организме человека,а в основном поступают в него с пищей. В отличие от других незаменимых факторов питания они не служат источником энергии, а выполняют функцию регуляторов биохимических реакций,составляющих обмен веществ. Детский организм особо чувствительный к недостатку витаминов. Чаще всего имеются скрытые формы авитаминозов, трудных для диагностики. Дети становятся вялыми, бледными, жалуются на головную боль, появляется задержка роста, снижается память. Недостаток витаминов чаще проявляется весной и зимой, в период отсутствия свежих овощей и фруктов. Минеральные вещества принимают участие в построении костей скелета, зубной ткани, поддержании кислотно-щелочного баланса в организме. Наиболее значимые среди них – кальций, фосфор, калий, магний. Недостаток кальция в пище может привести к рахиту, резкое его снижение приводит к судорогам. Фосфор входит в состав костной и зубной, а также нервной ткани организма. Магний нормализует возбудимость нервной системы. Калий способствует выведению жидкости из организма, регулирует сердечную деятельность. Для нормального обмена веществ организму также необходимы многие микроэлементы и некоторые ферменты, поступление которых зависит от полноценности питания. Рациональный принцип составления меню должен обеспечивать как количественную, так и качественную адекватность питания. Количественное соответствие - правильный расчёт калорийности по различным возрастным группам. Например, суточная потребность ребёнка в возрасте 7 – 10 лет - 2300 ккал., 14 – 17 лет - 2600 ккал. Качественное обеспечение сбалансированного питания определяется оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов (Б. Ж. У.).Белки должны составлять 14 % суточной калорийности, жиры – 31%, углеводы – 55%. Составление меню должно производиться с учётом содержания Б, Ж, и У в различных продуктах питания. Белками богаты такие продукты, как мясо, рыба, сыр, яйца, творог, молоко; из растительных продуктов – бобовые, хлеб, крупы, картофель. Основные источники углеводов – продукты растительного происхождения: хлеб, мука, макаронные изделия, крупы, картофель, овощи, фрукты, мёд, варенья. Самый концентрированный источник углеводов – сахар. В детском питании употребляются в основном молочные и растительные жиры. Они содержатся в масле, коровьем молоке, кисломолочных продуктах. Источниками витаминов и микроэлементов для человека служат различные пищевые продукты растительного и животного происхождения. Особая потребность в витаминах отмечается у подростков в период интенсивного роста, при умственной и физической нагрузках. Примерный суточный набор продуктов для детей школьного возраста включает в себя: Молоко 500 Творог 40 - 60 Сметана 15 - 20 Сыр 10 - 15 Мясо Рыба 40 - 60 Яйцо 1 Хлеб Крупа, макароны 50 Мука 25 - 30 Сахар 60 - 65 Масло слив. 25 - 30 Масло раст. 10 - 15 Кондит. изд. 10 - 15 Картофель 200 - 250 Овощи 275 - 320 Фрукты 150 - 300 Важно обеспечить достаточное разнообразие рациона школьника, следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение дня, а в течение недели – не более 2 – 3 раз. Некоторые продукты должны входить в рацион ребёнка ежедневно (молоко, хлеб, сливочное масло, мясо, сахар, овощи, а некоторые - несколько раз в течение недели (рыба, яйца, сыр, творог, сметана). В меню целесообразно включать больше салатов из сырых овощей, свежие фрукты, соки. При необходимости не исключается взаимозаменяемость продуктов (мясо – рыба, творог). Лучше усваиваются продукты животного происхождения. Например, белки мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов усваиваются лучше, чем белки хлеба, круп, овощей и плодов. Для нормального пищеварения важна также и температура пищи. Горячая пища должна иметь температуру 50 – 60 С, холодные блюда - не ниже 10 С. Пищевой режим включает следующие понятия: количество приёмов пищи, интервалы между ними, распределение калорийности пищевого рациона между отдельными приёмами пищи. Наиболее рациональным считается 4- разовое питание, при котором создаётся равномерная нагрузка на пищеварительный тракт. Приём пищи в одно и то же время способствует рефлекторному выделению желудочного сока именно в это время. Ужинать необходимо не менее чем за 2 – 3 часа до сна. Распределение дневного пищевого рациона: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25% . Рекомендуемый режим питания при первой смене обучения у школьников зависит от наличия дополнительных занятий, посещения спортивных секций, кружков. Он зависит от особенностей обучения в школе и нагрузки школьника. Например, в нашей гимназии: Завтрак - Обед - Полдник - Ужин (дома) - 19 - 19.30 Известно, что у детей школьного возраста пища покидает желудок через 4 – 5 часов, поэтому перерывы между приёмами пищи не должны превышать этого времени. Более частые приёмы пищи приводят к снижению аппетита, расстройствам пищеварения, у некоторых - детей к развитию ожирения. В летнее время калорийность суточного рациона детей должна быть повышена на 10 – 15 % за счёт повышенных затрат энергии (высокая двигательная активность, более длительное пребывание на свежем воздухе). Повышается также потребность в жидкости в указанное время. Кроме того, на характер питания может оказывать влияние наличие у ребёнка острых или хронических заболеваний (лечебное питание определяется по рекомендациям врачей- специалистов). Чрезвычайно важна преемственность в соблюдении принципов рационального питания в детском саду и дома. 14 января 2020 в 17:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.