ГДОУ ЛНР «Георгиевский я/с «Колосок»

"Чтоб ребенок был здоров, без лекарств и докторов".

Статья : "Чтоб ребенок был здоров, без лекарств и докторов".

Вопросы оздоровления детей всегда занимали особое  место в работе  детского сада. В наше время эта проблема актуальна как никогда. С каждым годом увеличивается количество часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, физически слабых и малоподвижных. Часто дети приходят в детский сад уже с зависимостью от телевизора, интернета и различных гаджетов. Новый век диктует новые требования, это понятно, но как бы стремительно не развивался технический прогресс, здоровым, крепким и активным ребенка могут сделать по-прежнему только солнце, свежий воздух, вода, общение с миром природы, физическая активность.

Я хочу поделиться опытом работы, который накоплен в Роскошнянском я/с «Тополек» Лутугинского района.

 «Всегда легче предупредить заболевание, чем его лечить». Этот старый, но всегда актуальный лозунг лежит в основе всей нашей работы по оздоровлению дошкольников.

Что же конкретно мы делаем для оздоровления наших ребят?

Активно пропагандируем здоровое питание, и здоровый  образ жизни, как среди родителей, так и среди воспитанников. С этой целью наши педагоги разработали ряд дидактических игр, и викторин, что позволяет малышам в игровой форме закреплять знания полученные во время тематических бесед.

Наши педагоги освоили и применяют на практике различные оздоровительные методики: точечный массаж, массаж Су - джок, пальчиковые, зрительные и дыхательные гимнастики.

Обязательными для ребят всех возрастов являются утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, ходьба босиком и  по корригирующим дорожкам, умывание и мытье рук прохладной водой. Все группы нашего сада оснащены душевыми, что позволяет, в летнее время принимать, малышам водные процедуры.

Мы регулярно организовываем и проводим совместно с родителями спортивные праздники, развлечения на свежем воздухе.

В этом году мы разработали и внедрили в практику такую педагогическую технологию как  образовательно - оздоровительный терренкур.

Это специально организованные  маршруты для детей по территории ДОУ с посещением  зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп,  которые способствуют  оздоровлению организма детей, повышают  двигательную,  познавательную и творческую  активность каждого ребёнка. 

Маршруты разработаны совместно с инструктором по физическому воспитанию, строго соблюдён баланс физической нагрузки и отдыха  во время прохождения маршрута

Существуют несколько вариантов терренкуров:

· спортивная площадка;

· игры на асфальте;

· специально созданные центры;

· тропа здоровья, экологическая тропа;

· объекты за пределами детского сада.

Начиная работу в данном ключе мы ставили перед собой цель: оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на  прогулке,  и решают  ряд важнейших образовательных задач: 

- упражнение детей в основных движениях (бег, ходьба, прыжки и т.д.);

- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

- развитие наблюдательности,  любознательности, познавательной активности;

- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетического восприятия природы;

- формирование умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы;

- формирование  эстетического восприятия дошкольников;

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- побуждение  ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость данной технологиизаключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в  игровой форме получают:

- реалистические знания;

- закрепляют определённые навыки и умения;

- проявляют творчество и фантазию;

- удовлетворяют двигательную активность;

- взаимодействуют с окружающим миром;

- развивают крупную и мелкую моторику, речь, интонации, глазомер,  движения.

Некоторые точки маршрута являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом,  с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т.д. 
Содержание терренкура  также можетзависеть от выбранной тематики, времени года, погоды.

Образовательно-оздоровительный терренкур имеет свои этапы:

1 этап — подготовка:

-Выбор одежды по сезону;

-Беседа с детьми, рассказ о предстоящей деятельности;

-Подготовка атрибутов и  снаряжения.

2 этап — проведение терренкура:

- Сбор, прохождение намеченного маршрута от начальной точки до следующей; 

 - Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;

 - Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

 - Самостоятельная деятельность детей;

 - Сбор и возвращение в группу.

3 этап — подведение итогов:

-Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Ребята с увлечением выполняют все задания, предложенные во время прохождения маршрута. Им чрезвычайно интересно окунуться в мир исследований, путешествий и приключений.

С данной технологией наш коллектив работает всего год, но уже видны положительные результаты: в разы увеличилось пребывание детей на свежем воздухе, снизилось число заболеваемости, находясь в движении, дети лучше усваивают образовательную программу, о чем свидетельствуют результаты мониторинга. Активно участвуют в коллективных играх.  А здоровый румянец на щеках, счастливые улыбки ребят и хорошее настроение, - это то что мы видим каждое утро встречая своих воспитанников. Они всегда с радостью приходят в наш сад, зная что сегодня их ждет новое, увлекательное путешествие и это высшая награда за наш труд.

Автор статьи: Яковенко О.В. – воспитатель – методист ГБДОУ ЛНР «Роскошнянский я/с «Тополёк» Лутугинского района», 2019 г.

23 августа 2019 в 12:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.