ГДОУ ЛНР «Георгиевский я/с «Колосок»

Подборка пальчиковых игр по возрастам.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик, 
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) 
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) 
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

 

Значение пальчиковой гимнастики – примеры упражнений в картинках и стихах

Пальчиковая гимнастика для дошкольников, это полноценное развитие и генерация: познавательной, речемыслительной, мышечной, творческой слуховой деятельности. Содержание:

 1 Источник способностей – на кончиках пальцев

2 Рано – не поздно

 3 Регулярно, последовательно, ежедневно

4 Развивающие упражнения

4.1 Кошачьи коготоки

 4.2 Жук-усач

4.3 Злой комарик

4.4 Цветы-цветочки

Педиатры, педагоги, детские психологи, осматривая ребенка, часто говорят родителям: «Вам нужна пальчиковая гимнастика». Реакция на совет неоднозначна. Некоторые не знают, что это, другие не понимают важности подобных упражнений. Папы и мамы считают, если ребенок ходит, разговаривает, живо чем-то интересуется, то этого достаточно для полноценного развития.  Зачем нужна гимнастика для пальчиков и в чем цель упражнений .

Источник способностей – на кончиках пальцев.

Сухомлинский, Кольцова – педагоги, Эльконин – психолог, Брок, Пенфилд – антрополог и нейрохирург, Вернике – психоневропатолог… Величайшие специалисты, чей авторитет вне всяких сомнений, в один голос утверждают: ум, способности, речь – уровень развития детей напрямую зависит от того, насколько активно задействованы кончики пальцев малыша и мелкая моторика. Если подробнее, то пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста – это полноценное развитие и генерация: познавательной; речемыслительной; зрительно-пространственной; мышечной; творческой; слуховой; подражательной деятельности и активности. А еще она аккумулирует эмоциональные способности: к общению, сопереживанию. Мало того, результаты исследований доказывают, что речевая моторика напрямую зависит от двигательной – пальчиковой. Мозговые зоны, отвечающие за речь и движение, закольцованы (взаимосвязаны). Они развиваются не отдельно, а параллельно друг другу. Цель гимнастики – гармоничное развитие детей. Еще одно многовековое китайское постижение закономерностей, подтвержденное современной научной медициной, – пальцы, ладошка, как у детей, так и у взрослых, напрямую взаимодействуют с внутренними и внешними органами. Так что чем чаще цветы нашей жизни работают ручками, тем лучше состояние всего организма.

Рано – не поздно.

Чтобы ребенок хорошо учился, правильно общался с ровесниками и взрослыми, первые гимнастические тренировки начинают проводить в раннем возрасте. Если до 2-3 лет, а то и старше, не заниматься с малышом, он, к сожалению, отстанет от сверстников. И тогда придется много наверстывать. Совет: чтобы динамика развития детей была не скачкообразной, а последовательно прогрессивной, вводите первые тренировки пальчиков с полугодовалого возраста! Делать это несложно: кругообразный (по часовой стрелке) произвольный массаж каждой фаланги пальчика, ласковое поглаживание кистей ручек. Всего по 2-3 минутки в день. Для детей это очень важная тренировка. В первую очередь, психоэмоциональная – чувствуя заботу, они раскрываются, как цветы под теплым солнышком.

В десять месяцев цель разминки усложняется: вовлечение пальчиков в игру – активация мозговой, двигательной, зрительной деятельности. А еще – способность слушать и запоминать. И здесь хорошо помогает единовременная разминка и проговаривание слов – рифмованных потешек, всем известных с детства: про сороку, что «кашку варила», царя и царевича, сидящих на крыльце златом… Как это делать?

Рассмотрим простые варианты.

Например, раскрываем ладошку карапуза, поглаживаем ее по кругу и говорим: «На златом крыльце сидели», затем легкий хлопок по ладони – «царь». Сгибаем мизинчик, прижимая его подушечкой вниз, – «царевич», безымянный пальчик – «король», средний – «королевич», указательный – «сапожник», большой – «портной». Берем кулачок в руку, покачиваем его и спрашиваем: «А ты кто такой?». Раскрываем пальчики – ищем ответ. А можно, указывая на ненастную погоду за окошком, сказать: «Видишь, идет дождик. Капельки стучат по стеклу: кап-кап-кап». Одновременно с этими словами отрывистыми, но легкими движениями (стаккато) постукиваем по подушечкам пальчиков ребенка, а потом просим, чтобы он показал сам, как капает дождик. Или изобразить собранными в щепотку пальцами распускающиеся цветы. Пальчики вместе – бутончик, раздвигаются – раскрываются лепестки (сначала для демонстрационного примера упражнение проделывает взрослый, потом – ребенок).Попутно объясняем, как они ведут себя в темноте, при солнечном свете, как прячутся, когда идет дождик. Малышам нравится такая наука-гимнастика в стихах и понятных движениях.

23 апреля 2019 в 09:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.