ГДОУ ЛНР «Георгиевский я/с «Колосок»

Воспитанник в контексте моральной культуры человечества.

Воспитанник в контексте моральной культуры человечества

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

Иррациональные теории морали утверждают, что истоки нравственности лежат в глубинах самосознания и подсознания личности. Мораль не зависит от социума и определяется волей человека (А.Шопенгауер, Ф.Ницше, экзистенциализм). Натуралистические теории морали говорят, что нравственность зависит от природных инстинктов, задатков, данных от рождения нравственных структур. Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.

Согласно научно-материалистической позиции, мораль детерминирована обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения и должен нести ответственность за свой выбор. Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм и следовании им в личном поведении. Соблюдение моральных норм обязывает человека часто преодолевать аморализм отдельных групп или всей социальной системы.

Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания (НВ), которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы морально- нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным и высоко моральным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Содержанием нравственного воспитания в дошкольных учреждениях должно быть формирование:

- чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение,

- потребности в труде,

- гуманного отношения к окружающим,

- бережного отношения к природе,

- законопослушности,

- социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни,

- коммуникативных навыков,

- культуры общения,

- потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

М-НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности дошкольника в саморазвитии.

К средствам М-НВ относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом М- НВ является вовлечение учащихся в трудовую, общественную, художественную, спортивную деятельность.

Создание воспитывающих ситуаций - один из методов М-НВ. Целесообразно использовать ролевые игры, для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.

К формам морально-нравственного воспитания относятся:

· специальные занятия;

· этические беседы,

· сюжетно- ролевые игры,

· тематические беседы,

· экскурсии,

· Д\и этического содержания.

Воспитатель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали дошкольников Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях:

· знание нравственных норм,

· наличие в сознании ребёнка нравственных правил,

· потребность и умение их выполнять,

· способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь),

· поведение в соответствии с нравственными нормами.

 
7 сентября 2018 в 20:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.