ГДОУ ЛНР «Георгиевский я/с «Колосок»

экологическая психология

Ключевой проблемой экологической психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания, где под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Таким образом, предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Методологические особенности. Формирование экологическойпсихологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что «мир природы» занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между «миром вещей» и «миром людей».

Взаимодействию с природными объектами свойственны такие особенности

и  закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с «вещами», например, общение со своей любимой собакой, которая зачастую воспринимается как настоящий член семьи, это процесс, качественно отличающийся от взаимодействия, например, с письменным столом, пусть даже и очень любимым.

В то же время, оно не может быть отождествлено с общением того же человека со своим ребенком. Таким образом, для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с природными объектами или природными комплексами в одних случаях достаточно концептуального и понятийного

аппарата общей психологии, а в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии, психологии личности и т. д.

При сравнении экологической психологии с психологией окружающей среды и психологической экологией имеются следующие принципиальные различия.

1. При взаимодействии «человек-природа»:

• в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы;

• в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной;

• в психологической экологии — воздействие факторов всей среды.

• 2. При исследовании природы:

• в экологической психологии — как «мир природы», т. е. как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости;

• в психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда»;

• в психологической экологии — как «фактор среды».

Задачи экологической психологии. Выделяется четыре основныхнаправления исследований:

а) экологическое сознание в целом,

б  )экологические представления,

в) субъективное отношение к природе,

г) стратегии и технологии взаимодействия с ней.

Перед экологической психологией стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений.

Анализ развития в процессе социогенеза.Анализируется экологическоесознание в целом в различные исторические периоды развития человечества,рассматривается характерная специфика отношений взаимодействия человека с природой, выявляются основные направления развития «человек-природа» для данной исторической эпохи и выявляются комплексные факторы (эколого-климатические, социально-экономические, культурные, политические и другие), которые предопределяли данный вектор развития.

Для решения этой задачи экологическая психология опирается на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как история, антропология, палеонтология, философия, культурология, социология, политология, психология (историческая и социальная психологии, этническая

и  др.).

2) Разработка типологии. Разрабатывается типология какиндивидуального, так и исторически сложившегося общественного экологического сознания, в которых анализируется структура экологических представлений, рассматривается качественная специфика субъективного отношения индивида к природе, разрабатывается система его параметров и типология, создается психологическая характеристика различных типов отношения к природе.

При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по истории, культурологии, философии, социологии, психологии и др.

3) Анализ развития в процессе онтогенеза. Анализируются основные направления развития индивидуального экологического сознания в течение жизненного периода человека, где внимание уделяется качественным характеристикам и динамике взаимоотношения человека с природой. Это представление о природе и взаимосвязях человека с природой, образ и место природы в образе мира личности, развитие субъективного отношения к природе и его специфика на каждом возрастном этапе, возрастные особенности

мотивации выбора тех или иных стратегий в контексте общего психического и личностного развития и т.д.

При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психологии, педагогике, философии, психодиагностике.

4) Анализ механизмов формирования и функционирования экологических представлений. Изучаются механизмы формирования экологическихпредставлений, в которых особое внимание уделяется исследованию стимулов, получаемых человеком от природных объектов. Исследуются экологические установки человека, действия различных перцептивных феноменов (явлений идентификации, эмпатии по отношению к природным объектам и т. д.), регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом и механизмы восприятия природных объектов в качестве субъектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия.

Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии взаимодействия с природой, механизмы освоения личностью различных технологий взаимодействия с природой.

При решении этой задачи экологическая психология использует данные педагогики, семиотики, этологии, кибернетики, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др.

5) Анализ индивидуальной и групповой специфики. Изучаются особенностиэкологического сознания в различных социально-профессиональных группах. Устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы экологических представлений, свойственной каждой группе и отдельным ее членам. Определяются особен-ности субъективного отношения к природе: структура параметров отношения к природе и ее зависимость от уровня развития отношения. Исследуются 

предпочтения в выборе стратегий и технологий взаимодействия с природой в данных группах.

При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психодиагностике и результаты исследований по социологии,

а  также дифференциальной и социальной психологии и др.

6) Разработка принципов и методов диагностики. Дляэкспериментального исследования названных проблем в рамках раздела экологической психологии — экологической психодиагностики — создается специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированного и качественного своеобразия системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней.

При решении этой задачи экологическая психология опирается на положения, сформулированные в статистике, и использует принципы и методы, разработанные в психодиагностике, для исследование тех психологических функций человека, которые могут осуществлять взаимодействие человека с миром природы и его влияние на развитие личности, разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т. д.

При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по физиологии, педагогике, социологии, а также опирается на положения возрастной и социальной психологии и психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др.

7) Человека как личность, по мнению Б.Г.Ананьева – одного из отцов – основателей отечественной научной психологии – отличают склонности, характер, мировоззрение, мотивация, статус, общественные функции и другие свойства.

8) От индивидуально – психологических особенностей личности зависит то, какие отношения складываются у человека в общении с другими людьми и то, как сосуществует он с природой.

9) В 21 веке народы мира очень активно решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Наиболее важным на фоне других является экология. Ребенок погружен в стихию природы гораздо в большей степени, чем взрослый, поскольку только учится управлять собой и начинает осознанно относиться к явлениям и объектам живой и неживой природы.

10) Отношение ребенка к природе должно быть не только осознанным, но и правильным. Уже в детстве нужно объяснять детям, что «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а от того, каков будет этот дом, психологическая обстановка в нем, зависит вся последующая жизнь и здоровье ребенка.

11) Таким образом, направление экологического воспитания в дошкольном возрасте очень актуально и отличается от традиционного направления – ознакомления детей с природой.

12) Важным аспектом экологического воспитания, на наш взгляд, является психологическая основа этого направления, а именно формирование нравственного здоровья дошкольника и гармонично развитой личности в дальнейшем. Ведь только гармонично развитый человек сможет выстроить правильные отношения с природой, сделать среду обитания приемлемой для существования.

13) Как отмечает С.Н.Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому. Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми. Дошкольный возраст – сензитивный период для принятия образцов поведения. В данном случае уместно вспомнить об импринтинге – явлении запечатления. Уже в 3–4 года дети запечатлевают многие поведенческие и коммуникативные штаммы.

14) Экология чувств (ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон), экология пространства (соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада) – все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.

15) С точки зрения педагогики и психологии, нельзя забывать о стимулировании ребенка в его стремлении к познанию окружающего мира. В каждой семье вырабатывается своя система поощрений и наказаний. Взрослые не должны забывать, что со своей стороны не должны оставлять без внимания ни один поступок ребенка, будь то что – либо хорошее или плохое. Малыш вовсе не обязан все делать правильно и без напоминания, быть всегда хорошим. И в то же время дошкольник должен усвоить, что привлечь внимание взрослого можно не только плохим поступком, требующим наказания. Любое старание ребенка не должно остаться без внимания. Оно в любом случае заслуживает похвалы. Взрослый всегда может найти способ и выбрать правильный момент, чтобы подкорректировать поведение ребенка в данной конкретной ситуации, но любом положительный отклик и добрый эмоциональный настрой обязательны. Очень значимо уважительное отношение взрослых к любой победе ребенка над самим собой, к любому его полезному для окружающих поступку.

16) Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым экологическим мышлением, с высоким уровнем нравственного и культурного развития, с активной жизненной позицией. Став взрослыми , дети обязательно оценят свой статус воспитанного человека, основы которого мы закладываем еще в раннем детстве.

17) В нашем детском саду проведено уже достаточное количество занятий по экологии, имеющих в основе психологическое обоснование, нравственно-культурный аспект. Примерная тематика занятий – «Планета Земля в опасности», «Лекарственные растения», «Добрые дела юных экологов» и другие. Предлагаемый нами конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Зеленая елочка – живая иголочка», мы уверены, будет интересен для воспитателей , работающих со старшими дошкольниками, и конечно, для самих детей.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОМПЛЕКС ТРЕНИНГОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

«ЖУК ВВЕРХ НОГАМИ»

 

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Материал: изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя таким образом задания); картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки (возможный вариант - гусеницы).

Проведение упражнения: Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами - неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться? Я помогу им. Возьму листок бумаги или листок дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель берет листок и помогает воспитанникам перевернуться). Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные). Поищите их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на зеленый лист бумаги – «поляну».)

«ЛЮДИ БОЖЬИ КОРОВКИ»

 

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Материал: эмблемы с контурным изображением божьих коровок.

Проведение упражнения: Воспитатель и дети разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок, закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!» Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят «Привет, божья коровка Лариса! Привет божья коровка Саша!» Дети делятся на две команды, например: девочки и мальчики. Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки - девочки присядут на куст (ковер, траву…) . А божьи коровки-мальчики превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползли под листочки (под покрывала, большие платки), поспим, отдохнем. А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы , и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (пусть дети повторяют эти слова) И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики - в божьих коровок (игра повторяется со сменой ролей). Можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые черви», «Люди и воробьи».

«ПРИРОДНЫЕ» ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Материал: разнообразный природный материал:

· семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.;

· небольшие банки или коробки (для каждого участника);

· кусочки пластилина.

Проведение упражнения: Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из любого природного материала. Его части тела можно соединить при помощи пластилина. Вариант задания: использовать только один вид плодов. (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее педагог спрашивает: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо? Как вы думаете, что ему нравится? (не нравится) в людях? Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку»

«ВОЛШЕБНЫЕ ДОШЕЧКИ»

Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал: дощечки 5*10см по 10 штук на ребенка. С одной стороны на них наклеены стебли растений разной толщины, листья, кора деревьев, семена растений, мелкие камешки, рыбная чешуя и т.д.

Проведение упражнения: Каждому ребенку раздается комплект карточек и предлагается исследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и т.д. Определить природный материал, вспомнить, где его можно встретить в природе. Обследовать карточку с закрытыми глазами, рассказать о своих ощущениях. Придумать название карточки, представить себя на том месте, где встречался этот материал и т.д.

«ПТИЦЫ»

Цель: расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания.

Материал: иллюстрации с изображением птиц, картинки иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, аудио запись «Голоса птиц», фломастеры, краски, карандаши.

Проведение упражнения: предложить детям представить, что они оказались в лесу, послушать голоса птиц(аудио запись), выбрать понравившиеся звуки, распознать какая птица может их издавать. Выбрать подходящие перышки. Нарисовать птицу и дать ей свое название. Пофантазировать на тему: « если бы я был птицей»

«АРОМАТНАЯ СКАЗКА»

Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал: полотняные мешочки с разными видами трав, природным материалом, картинки с изображением поля, луга, леса.

Проведение упражнения: ребенок нюхает мешочек, пытаясь представить, где живет герой этой «Ароматной сказки». Объяснить свои ощущения и свой выбор. Выбрать иллюстрации с изображением места, где может жить главный герой, старается мысленно побывать «гостях» у героя сказки. Затем рассказывает о своих ощущениях и впечатлениях.

«ЛЕСНОЙ КАРНАВАЛ»

Цель: расширение чувственного опыта детей, стимулировать проявление эмпатии, стремление представить образ в мимике, движениях, жесте.

Проведение упражнения: объяснить детям, что сегодня в лесу карнавал. Все звери пришли в масках, и узнать их можно только по движениям и повадкам. Один ребенок показывает животное, а другие отгадывают, объясняя, почему они так решили. Воспитатель может дать дополнительную информацию о нем, стараясь поддержать интересы детей, вызвать удивление.

«ПРИРОДНЫЙ ОРКЕСТР»

Цель: Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Материал: магнитофон, запись звуков природы.

Проведение упражнения: Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала "природный оркестр" составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

«ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию экологической эмпатии.

Проведение упражнения: Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы. Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.

«ЗАБАВНЫЕ ТАНЦЫ»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Проведение упражнения: Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

«НА УЧАСТКЕ ДОЖДЬ»

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Проведение упражнения: Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать, как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени вы бранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, между скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.

«ЛЕСОВИЧОК»

Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Проведение упражнения: Рассказ воспитателя: Лесовичок - хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".

Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в ВеселогоЛесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются).

«ПРОГУЛКА ПО РУЧЬЮ»

Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.

Материал: мелки.

Проведение упражнения: На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

«ИЗ СЕМЕНИ В ДЕРЕВО»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.

Материал: лейка.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).

«НА ЛУГУ»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений - зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните глубже свежий воздух. Прислушайтесь - поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».

«ЦВЕТОК ДОБРА»

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».

«НА КАКОЕ ДЕРЕВО Я ПОХОЖ»

Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.

 

Проведение упражнения: Педагог обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает изобразить любое дерево и отгадать, какие деревья дети загадали. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево, на которое он похож. Педагог: «А теперь представьте, что подул очень сильный ветер, он гудит, летит, свистит. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас еще и дождь хлещет, как из ведра. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высохли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».

«МУЗЫКА – ТЕРАПИЯ ТАНЕЦ ПЯТИ ДВИЖЕНИЙ»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.

Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.

Проведение упражнения: Педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.

Темы:

· «Течение воды» — плавная музыка;

· «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;

· «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;

· «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;

· «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).

«ИВУШКА» (рябинушка, елочка, березка и т.п.)

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют паль­цы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».

«ЗООПАРК»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.

Материал: стулья - «клетки».

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, которое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.

«МЕДВЕЖАТА»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие умения выражать эмоции через мимику и жесты.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)

«СПАСИ ПТЕНЦА»

Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладо­ни к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».

«ВОРОНА»

Цель: стимуляция активности, развитие внимания, быстроты реакции.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что они вороны. Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки, ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела. (Педагог рассказывает про ворону, дети изображают ее. В ходе рассказа (в любой его части) педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т. п.)).

 
7 мая 2018 в 21:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.